История породы — континентальный той-спаниель

Карликовый спаниель –  старинная порода маленьких декоративных собачек. Эти собачки были любимцами королевской знати на протяжении нескольких веков – они обитали  при итальянском, французском и испанском королевских дворах. Первые упоминания о карликовых спаниелях относятся к XI-XIII столетиям. На протяжении многих веков он имел очень узкий ареал обитания — только Западная Европа. И до XV века континентальный спаниель встречался исключительно в дворцах королей, их семей и приближенных к королевским семьям. Отсюда и неофициальное название породы – «собачка королей». На протяжении всей эпохи Ренессанса, а потом и в эпоху Реформации, карликовые спаниели оставались любимой породой знати.

Во Франции эту породу ждал длительный и исключительный успех. Французские королевские особы: Генрих III, Генрих IV , Людовик XIII , Людовик XIV , Людовик XV , Людовик XVI , Мария-Антуанетта, Мадам де Помпадур, все они буквально боготворили своих крошечных спаниелей. Все потомки короля Людовика XIV владели карликовыми спаниелями,  что подтверждают работы, выполненные художниками Миньяром, Ларжильером, Гобером и др.

Французская королева Мария-Антуанетта нежно любила своих спаниелей. Именно она впервые назвала эту породу папийонами (papillon — фр., бабочка). Ее собачек, вернее одну –  самую любимую, тюремщики сверженной королевы, разрешили оставить Марии-Антуанетте при себе и в заключении. Собачка эта осталась в стенах тюрьмы Консьержери, когда ее хозяйка отправилась в свой последний путь к гильотине. (…В тюрьме еще несколько дней воет маленькая собачка королевы, беспокойно бегает из камеры в камеру, обнюхивает все углы, прыгает по матрацам в поисках своей госпожи; затем и она успокаивается, тюремный сторож, пожалев, берет ее к себе… Стефан Цвейг. «Мария Антуанетта. Портрет ординарного характера»).

С XV века карликовые спаниели стали известны в Голландии. В те же времена карликовые спаниели, как «французские подарки для теплоты домашнего очага», как «маленькие друзья, которых можно ласкать, гладить и всюду носить с собой», появились в королевских семействах Польши, Дании и Швеции.

Образы карликового спаниеля запечатлели на своих живописных полотнах Тициан, Ларгильере, Магрид, Фрагонард, Буше, Антуан Песне и др. Благодаря их работам можно проследить историю и развитие породы.

Блистательная жизнь карликовых спаниелей продолжалась как раз до Великой французской революции. Во времена Великой французской революции «собачек королей» уничтожали, как примету ненавистной королевской власти. Единичные собачки тайно было сохранены вдали от Парижа и вывезены эмигрантами в Америку. Именно в Америку уехало много представителей аристократии, которые и увезли с собой своих маленьких собачек. После французской буржуазной революции породу ожидал период забвения, так как все, что было связано с королем и королевским двором, яростно преследовалось.

4Тем не менее, в настоящее время мы имеем возможность воочию увидеть карликового спаниеля 18 века. В Музее естественной истории в г. Вена заботливо хранится чучело фалена, принадлежавшего матери Марии-Антуанетты — венгерской королеве Марии Терезии Австрийской (Maria Theresia von Österreichи).

В XIX веке буржуазная Европа полюбила карликовых и комнатных собачек маленького размера (toy). Существует версия о том, как возродились на свет современные континентальные карликовые спаниели. Считается, аристократы, бежавшие из Европы в Америку, вывезли с собой своих любимцев – карликовых спаниелей.

Карликовые спаниели приглянулись кинологам Нового света. И к середине XIX века, благодаря усилиям английских, бельгийских и французских селекционеров, которые использовали примешивание к спаниелям кровей собак других пород, был получен карликовый спаниель нового типа — с большими стоячими ушами — папийон (papillon — бабочка).

К концу XIX века спаниель с поднятыми ушами, похожими на крылья бабочки, стал очень моден. Историческая же разновидность карликового спаниеля — фален (phalene — мотылек) — остался наглядным воспоминанием о европейской комнатной собачке королей. Так в породе соединились история и современность.

Можно сказать, что современный континентальный той-спаниель  является плодом совместного труда изобразительного искусства и кинологии. Знаменитый итальянский художник В. Тициан в своей работе «Дочь Роберто Строцци» (1542 г.) изобразил портрет девочки, обнимающей собачку. Спаниель, запечатленный на картине, имеет крупные уши, мягкую струящуюся шерсть и белую проточину на голове. Именно этот бело-рыжий карликовый спаниель XVI века был принят за образец породы на Кинологическом конгрессе во французском городе Лилле в 1934 году, где был утвержден стандарт на две разновидности континентальных той-спаниелей. С постановления этого Конгресса современная порода «континентальный той-спаниель» официально стала подразумевать две разновидности: папийон (papillon — бабочка) со стоячими ушами и фален (phalene — мотылек) с висячими ушами.